Главная
22.11.2021

ТГУ стал первым вузом России, «подружившим» Moodle и соцсети

В «Электронном университете – Moodle» Томского госуниверситета произошло обновление в личном кабинете студентов: появился блок рекомендаций онлайн курсов и образовательных сообществ «ВКонтакте». Теперь учащимся доступны не только дисциплины своего учебного плана, но и рекомендации онлайн-курсов других университетов и образовательных пабликов из социальной сети. Так в университете продолжают держать курс на индивидуализацию образования с помощью цифровых инструментов.

Развитие нового сервиса рекомендаций дополняет персональную учебную среду студента контентом информального образования; расширяет кругозор за счет смежных профилю подготовки областей знаний; смещает фокус внимания студентов в социальной сетях от развлекательного к образовательному контенту.

Образовательное пространство современного человека можно условно разделить на три зоны: формальное, неформальное, информальное. Примером формального образования является обучение в бакалавриате с экзаменами и получением по завершению диплома. К неформальному образованию относятся разные виды обучения, при котором не обязательно сдавать тесты и экзамены и получать сертификаты, удостоверения, дипломы. Это может быть открытый онлайн курс, в который студент «заходит» для просмотра отдельных видеолекций без выполнения заданий. Информальное образование – это, как правило, стихийное обучение без запланированного учащимся заранее конкретного результата: конференции, хакатоны, клубы, посещение театров и музеев, тематические сообщества.

Обычно в цифровой среде университетов студентам предоставляется навигация по ресурсам формального образования. Другие зоны образовательного пространства человек исследует сам. Но из-за информационного богатства здесь можно потеряться, отвлечься или пропустить что-то важное и полезное. На помощь человеку приходят рекомендательные сервисы, учитывающие индивидуальные потребности пользователя.

Сотрудники Институт дистанционного образования ТГУ разработали прототип такой рекомендательной системы и встроили его в личный кабинет студентов в Moodle.

– Текущая версия сервиса рекомендаций учитывает пока только профиль подготовки студентов, ассоциируя его с той или иной предметной областью и показываю сообщества и онлайн-курсы соответствующей тематики, – рассказывает заведующий учебно-научной лабораторией компьютерных средств обучения Института дистанционного образования ТГУ Артем Фещенко. – В следующих версиях системы алгоритм будет чувствителен к образовательным интересам студента, проявляемым «ВКонтакте». Для этого будет достаточно указать ссылку на свою страницу в ВК. Если рекомендации пользователю не нравятся, их можно перенастроить вручную.

Для создания базы данных образовательных сообществ «ВКонтакте» специалисты Центра прикладного анализа больших данных ТГУ выгрузили информацию о нескольких сотен тысяч публичных страниц и групп, отмеченных их авторами как образовательные. С помощью алгоритмов машинного обучения этот массив данных был очищен от нерелевантных сообществ (реклама, конкурсы, объявления), давно не обновлявшихся или не актуальных для студентов высшей школы (подготовка к поступлению, ЕГЭ).

– Затем для студентов каждого факультета ТГУ были выгружены подписки на сообщества и отобраны наиболее популярные и связанные с профилем подготовки. Интересно, что образовательные подписки студентов одного факультета мало пересекаются. Например, в подписках историков обнаружено около 100 сообществ исторической тематики, но в каждом из них присутствует не более 10 студентов. Используя принцип «с миру по нитке», нам удалось собрать коллекцию сообществ характерных именно для студентов ТГУ и обогатить ими результаты поиска специалистов ЦПАБД, – комментирует Артем Фещенко промежуточные итоги проделанной работы.

Источником рекомендаций онлайн курсов стал агрегатор МООК на федеральном портале «Современная цифровая образовательная среда». На нём представлены курсы более чем от 108 организаций, прошедших строгую экспертизу. Среди студентов ТГУ сейчас популярностью пользуются курсы «Земля – планета океанов», «Основы теории графов», «Прикладной статистический анализ», «Процессы получения наночастиц и наноматериалов», «Теория, методология и философия истории».

Рекомендательную новинку пока «распробовали» студенты пяти факультетов, они демонстрируют наибольшую активность по реакциям на предложенные сообщества. Это ИПМКН с топ-3 самых востребованных сообществ: «Хреновые программисты», «Unreal Engine 4 - Учимся и создаем игры», «Видеоуроки программиста PHP, Javascript, Python, С#». На втором месте по активности – студенты ФП с сильным интересом к сообществам «Бессознательное Психфака МГУ», «Библиотека психолога», «От психологии к психоанализу: клиника и этика».

Не отстают от психологов студенты ФИПН с пабликами «История Войн | Искусство», «Военная политология», «Цифровая история». Замыкают пятёрку лидеров юристы с интересом к темам «Психология для юриста», «О чём говорят юристы», «Новости и статьи для юристов — RUSЮРИСТ» и студенты ФИЯ, которых интересуют «Английский в картинках», «Словарный запас (EN)», «Japanese4you – Японский язык».

Источник: https://www.tsu.ru/news/tgu-stal-pervym-vuzom-rossii-podruzhivshim-moodle-/